Форма входа

Регистрация | Забыл пароль?
Категории

Новый маршрут

ТРАВЕРС ВЕРШИН СОЗАРУКОВА – ТЕКЕЕВА – БОНДАРЕВА

В МАССИВЕ КАРА ДЖАШ С ЮГА НА СЕВЕР 4-Б К.С.

Созаруков Чкал – один из первых начальников КСП Архызского района
Текеев Борис - инструктор КСП архызского района, ветеран  туризма в Архызе.
Бондарев Николай – исследователь архызского горного района, автор книг о районе.
Болгарское название г.Текеева – Батак.

1.Описание подхода к маршруту.
            Из пос.Архыз на автомобиле примерно 40 минут до площадки бывшего приюта София. На пути два крутых подъема по дороге средней проходимости, но легковые автомобили здесь проезжают. Последний километр дороги проходит по относительно ровной террасе с небольшим подъемом на левый по пути отрог в конце. Справа, на другом берегу реки видна обширная зеленая терраса, на которой раньше находился приют «София». На эту террасу можно рано утром переехать вброд, позже вода в реке поднимается, и тогда легковой автомобиль лучше оставить у дороги (обычно на террасе много туристов и отдыхающих, которые присматривают за оставленными автомобилями). Возле автомобильного брода лежит толстое бревно, оставленное лесорубами в качестве переправы. Переправившись, надо выйти на тропу, которая видна на крутом склоне, поросшем пихтовым лесом, сразу за переправой. Тропа широкая, видна очень хорошо, но в самом начале очень крутая. Тропу пересекает лесовозная дорога, идя по которой можно сбиться с пути - потом придется возвращаться и искать тропу снова. После крутого участка тропа поворачивает влево и траверсирует лес по почти горизонтальному участку. В этом месте можно также легко сбиться с пути, уйдя круто вправо - вверх по просеке, сделанной лесорубами. Тем более, что многие по ошибке поворачивают на эту просеку, отчего на ней много следов от туристских ботинок.  Настоящая тропа продолжает траверсировать склон, а затем плавно поворачивает вправо с довольно пологим подъемом. Она здесь очень хорошо выражена. По тропе - 2 часа до оз.Запятая. Подъем примерно полпути проходит по лесу, затем – по террасам альпийских лугов. Заключительный участок перед оз.Запятая проходит по осыпи зимней лавины, поросшей колючками, и довольно крут.  В конце подъема площадка. К озеру, которое находится под противоположным склоном на юге и скрыто за прибрежным валом, надо спускаться, затем переправляться по камням через широкий и тихий ручей. Тропа к вершине идет вначале вдоль этого ручья, затем поднимается на еще одну террасу с большими отдельно лежащими камнями. Слева по ходу виден каменный хаос древнего обвала отрога хребта. В конце этой террасы можно заночевать, последний раз используя дрова. Впереди по ходу видна большая черная стена с полками и большим водопадом, преграждающая путь в верхнюю часть долины. Стена обходится справа по скальному коридору возле бурного крутопадающего потока (тропа есть как с одной, так и с другой стороны потока, но его лучше перейти на выходе с террасы, чтобы не переправляться в верхней части. Чуть дальше в этом случае тропа упирается в небольшую скальную стенку, проходить которую вверх и справа налево  не сложно, но с тяжелыми рюкзаками напряжно). Пройдя скальный коридор, надо свернуть налево и по полочкам – ступенькам тропы подняться на небольшую террасу над  обрывом, с которой хорошо видно лежащее внизу озеро Запятая среди зелени долины. Далее тропа идет круто вправо – вверх, приводит на осыпной склон, где теряется среди камней. Иногда здесь стоят турики для маркировки тропы, а если их нет, то подниматься надо, придерживаясь направления справа от огромных валунов. У небольшого ручейка, за которым тропа хорошо видна, можно сделать привал. Далее тропа пересекает участок гладких бараньих лбов (возможен снежник) и, повернув вправо – вверх, приводит к лощине, которая почти до конца августа забита снегом. По лощине течет полноводный ручей, спадающий ниже водопадом, видимым от оз. Запятая, который проявляется только в начале лощины и в конце, так как на остальных участках он обычно течет под камнями или снегом (что не исключает возможности провалиться в него). Лощина заканчивается в цирке, заваленном камнями и снегом. Здесь надо повернуть влево по направлению к г.Пештера. Минут через 10 – 15 прыжков по камням и ходьбы по снегу открывается озеро с удобными стоянками для базового лагеря альпинистов. Отсюда виден широкий гребень перевала Кара Джаш, слева, от вершины Минги Кель Баши    (1-Б), спускается крутой снежник. Тропа на перевал видна на осыпи справа от этого снежника. От стоянок у озера до перевала примерно 40 мин. ходьбы для восходителей. Описываемый маршрут начинается у подножия контрфорса гребня между пер.Кара Джаш и г.Созарукова. См. мою книгу «Архыз альпинистский" на сайте

Если смотреть от озера на хребет правее пер.Кара Джаш, то виден ярко выраженный скальный контрфорс.  По нему и проходит маршрут (см.фото).

2.Описание маршрута.
Первопрохождение участка маршрута до жандарма Шапка - К.Лисовецкий (инструктор, рук., г.Донецк), В.Ерофеев (г.Николаев), С.Мурашов (г.Мариуполь) в 2009г.
Начинается маршрут на широкой осыпной полке, обломочный материал которой образовал довольно вместительную пещеру (см.схему маршрута), в которой при необходимости можно спрятаться от непогоды и даже заночевать.

От пещеры двигаемся траверсом к контрфорсу, на который  можно подняться двумя равноценными по сложности путями – по наклонной полке (ближний) или широкому внутреннему углу (чуть дальше за выступом). Несложное лазание (II к.т.примерно 15 метров при 45о)  приводит на полку, где можно при необходимости принять напарника, откуда  до гребня контрфорса еше примерно 8 –10 метров несложных скал. Простой гребень приводит к первой серьезной стенке, которую пересекает косая трещина. В трещине почти посередине заклинен камень. Здесь предстоит примерно 3 метра сложного лазания, так как стенка совершенно гладкая, и подняться можно, только используя трещину. Этот участок пути можно считать первым ключом. Далее движемся по гребню к следующей стенке, лазание по которой относительно несложное (примерно 5 м. скал III – IV к.т.) на полку под жандармом. Узкая горизонтальная полка ведет в обход жандарма справа, после чего надо двигаться по краю осыпи по направлению к большому камню на гребне. От камня по полкам идем в направлении скального разлома под стеной. Это простой участок пути. Преодоление примерно 30 – метрового участка стены – второй ключ.  На стену трудно выйти из-за малого количества зацепок и небольших нависаний. Сама стена представляет собой гладкие скалы с весьма малым количеством зацепок. Закладок для страховки положить практически негде, крючья забить тоже проблематично. Со стены ведущий выходит на маленькую полку, справа от которой виден провал в очень остром гребне. В щели рядом с полкой находится контрольный тур. На полке можно уверенно положить закладки для самостраховки и страховки (перил) остальных членов группы. Дальнейший путь лежит через провал в гребне контрфорса, за которым по простым скалам, переходящим ниже в отвесный скальный кулуар, поднимаемся к верхней части гребня, обходя слева видимую над маршрутом скальную башню. На скальной башне можно организовать еще одну станцию страховки. Отсюда, двигаясь по полке вправо, а потом по рассыпанным скалам гребня вверх, выходим на него рядом с жандармом «Шапка».

От жандарма Шапка, который проходится несложным лазанием, спускаемся в провал, далее выходим на полку с левой стороны гребня (примерно 10 м. от провала). Отсюда видно, что вверх ведет узкая наклонная полка, вначале крутая, затем более пологая. Скалы полки заглаженные и проходятся преимущественно на трении. Полку можно считать третьим ключом маршрута. Здесь лучше организовать перильную страховку, тем более, что полка приводит на площадку, где можно легко закрепить перила. Отсюда до вершины, видимой впереди разрушенной скальной башней, примерно одна веревка, но путь идет через крутой и сглаженный участок (страховка). На предвершинной площадке есть выступ для дюльферной петли (возможно даже с петлей) в спусковой кулуар (20 м.). При аварийном сходе с маршрута можно спуститься вниз и примерно через 20 мин. выйти на перевал Кара Джаш. От предвершинной площадки путь на вершину очень прост: с левой стороны вершинной башни по скалам. На вершине опасно находиться не только в грозу, но и при близком прохождении грозового облака. Предупреждают о таком прохождении жужжащие от стекающего по ним электрического заряда выступы скал вершины.

Сняв записку с вершины Созарукова,  идем на северо-запад по узкому гребню по направлению к г.Текеева (Батак). Перед вершиной спуск в провал по стенке 5-7 м(можно лазанием, а можно и коротким дюльфером). Из провала по полкам и простым коротким стенкам поднимаемся на г.Текеева. Далее спуск в провал между вершинами Текеева и Бондарева  несложен – 1 веревка спортивным способом, затем - по полкам. В провале слева от скального пальца  выходим на перемычку под скальной стеной восточного обрыва г.Бондарева.

Первопрохождение следующего участка маршрута совершено К.Лисовецким и С.Чернышевым (г.Донецк) в 1997г.
Подъем по отвесной стенке (четвертый ключ) требует применения страховки (закладок) и приводит на скальную полку, слегка спускающуюся на запад. Пройдя по полке метров десять, подходят к отвесному внутреннему углу.  По нему надо подниматься дальше непростым лазанием (пятый ключ), т.к. трещин для закладок и крючьев нет. В средней части внутреннего угла есть небольшая полка, в районе которой можно организовать страховку, но вдвоем на ней не поместиться, поэтому ведущий, положив закладку, продолжает подъем: от этого места есть два пути – либо по узкой скальной щели, где непросто протиснуться с рюкзаком, до предвершинной полки, откуда несложная стенка ведет на вершину, либо вправо по ходу – на узкую скальную полку(см.рисунок), затем на скальный балкон, где можно организовать страховку и принять напарника. Отсюда надо идти вверх простым лазанием по сначала крутым, но несложным полкам восточной стены, которые поросли травой, затем двигаться пешком по простому гребню в направлении предвершинной скальной стенки. По легким скалам стенки и короткому участку гребня вылезаем на вершину.

Спуск с вершины  прост: сначала по гребню, затем по левым полкам (по ходу) гребня – на перемычку под вершиной БД. С перемычки можно спуститься на запад по пологой осыпи, затем обойти отроги массива и выйти на пер.Кара Джаш. Путь на восток сложнее, но короче: надо пересечь снежник (осыпь) налево, по направлению к скальной гряде и выйти на нее. Прямо вниз с перемычки на восток спускаться нельзя: крутой склон переходит в обрыв. По скальной гряде надо осторожно спуститься по слабо выраженным полкам на осыпь слева по ходу. Крутая осыпь переходит в снежник, по которому можно глиссировать до ровной его части. Этот вариант спуска не рекомендуется в непогоду из-за камнепадов с вершины Болгарских Друзей.
Прохождение описанного траверса опасно не только в грозу, но и в предгрозовое время из-за высокой электризации скал и риска попасть под удар молнии. На маршруте нет воды.
Спасибо альпинисту из г.Николаева Володе Ерофееву за любезно представленные фото.